Обслуживание систем вентиляции
Главные задачи обслуживания — очистка, поддержание оборудования в рабочем состоянии, выявление проблем с отводом отработанного воздуха, предотвращение аварий.
Обслуживание приточной вентиляции обеспечивает бесперебойную подачу воздуха, поддержание нужного микроклимата в помещениях, допустимого уровня шума, соблюдение механической и пожарной безопасности.
Квалифицированное обслуживание системы приточно-вытяжной вентиляции помогает поддерживать системы циркуляции воздуха в исправном состоянии. Профилактика обеспечивает правильный воздухообмен, подготовку воздушного потока, соответствие производительности подачи и отвода воздуха, бесперебойную работу техники.
Техническое обслуживание системы вентиляции
Своевременное обслуживание системы вентиляции обеспечивает эффективную и безотказную работу, исправность оборудования, механическую и пожарную безопасность, предсказуемость функционирования при авариях, в нештатных ситуациях, снижает стоимость ремонта. От регулярности профилактики зависят состав подаваемого воздуха, температура, влажность, степень очистки, соответствие ПДК вредных веществ допустимым нормам.

В ООО «ЭРИС» можно заказать сервисное обслуживание вентиляции офисного или торгового центра, жилого дома, производства, склада, подземной парковки, других объектов. Работаем с системами любого типа:
- приточной, вытяжной, приточно-вытяжной;
- с естественным движением воздуха, механическим побуждением, смешанной;
- общеобменными, местными, специальными;
- канальной, бесканальной;
- технологическими и комфортными;
- с рекуператорами, подключением к блокам системы кондиционирования, воздушного отопления.
Специализация компании «ЭРИС» — системы воздухоснабжения и кондиционирования. Проектируем, подбираем и поставляем оборудование, выполняем монтаж, обслуживание, ремонт, модернизацию систем.
Сервисное обслуживание по ГОСТ: стандарты и правила
Общие параметры поддержания работоспособности бытовых и промышленных систем вентиляции указаны в СП 336.1325800.2017 и СП 60.13330.2012. В сводах правил указаны основные требования к эксплуатации оборудования. Главное назначение техобслуживания — убедиться и обеспечить необходимые функции и параметры сети:
- Требования механической безопасности. Компоненты должны быть надежно закреплены, не мешать проходу людей и проезду техники, не загораживать освещение. Если в сети используется система воздухоподготовки — при обслуживании проверяют состав, эффективность очистки, подготовки. Дополнительно проверяют соответствие по допустимому уровню шума, вибраций.
- Правила пожарной безопасности. Систему рассчитывают так, чтобы компоненты не способствовали распространению пожара. Отдельно разрабатывают комплексы противопожарной вентиляции, которая отводит продукты горения, создает избыточное давление, снабжает кислородом эвакуационные маршруты. Для предотвращения передачи продуктов горения между помещениями используют автоматические клапаны, которые срабатывают при отключении оборудования.
- Безопасность при внешних воздействиях. Конструкция должна выдерживать природные и техногенные воздействия, выполнять свои функции или обеспечивать безопасность в расчетных условиях.
- Соответствие необходимым условиям. Требования зависят от назначения системы: воздухоснабжение жилых и общественных объектов, производств, складов, лабораторий, медицинских учреждений, подземных парковок.
- Энергетическая эффективность зданий. Вентиляция не должна приводить к перерасходу ресурсов на обогрев и кондиционирование помещений. Для снижения затрат в системах используют рекуператоры, датчики, блоки автоматического управления.
- Экологическая безопасность. Если в отработанном воздухе содержатся загрязняющие вещества, используют дополнительные фильтры для очистки.
Своевременное обслуживание систем вентиляции помогает поддерживать оборудования в исправном состоянии, вовремя обнаруживать сбои, устранять поломки, предотвращать аварийные ситуации.
Пакет нормативных документов для выполнения работ подбирают под конкретные условия и задачи воздухоснабжения:
- Вентиляция жилых и общественных объектов предполагает строгое соблюдение норм для подачи воздуха — объем, степень очистки, защита от шума, защита от смешивания. Параметры указаны в ГОСТ 30494-2011 (микроклимат), ГОСТ 12.1.036-81 (шум), СанПиН 2.1.2.2645-10 (санитарные требования к системе).
- Системы для нежилых помещений учитывает рабочие параметры, тип помещения, возможность использования индивидуальных средств защиты. Базовые требования перечислены в ГОСТ Р ЕН 13779-2007 (микроклимат), ГОСТ 12.1.005-88 и СанПиН 2.2.4.548-96 (санитарные и гигиенические ограничения), ГОСТ 12.1.003-2014 (шум) и других отраслевых стандартах.
- Общие нормы для работы с оборудованием приведены в СП 60.13330.2016 (ОВ и ВК), СП 255.1325800.2016 (эксплуатация); ГОСТ 31532-2012 (энергоэффективность), СП 50.13330.2012 (тепловая защита), СП 7.13130.2013 (пожарные нормы), ГОСТ 17.2.3.01-86 (охрана природы) и других нормативных документах.
Соблюдение требований ГОСТ, СП, СанПиН и других нормативных документов — одно из обязательных правил нормальной эксплуатации систем вентиляции. В ООО «ЭРИС» обслуживание выполняют опытные специалисты по работе с вентиляционным оборудованием, которые опираются на собственные навыки, учитывают стандарты, особенности конструкции. В результате техобслуживание происходит не только на бумаге — вы получаете исправную вентиляцию, с которой не будет проблем до следующего ТО.
Обслуживание промышленной системы: принципы и этапы
Обслуживание — это комплексная задача, которая состоит из трех операций:
- Визуальная и аппаратная диагностика. Систему промышленной вентиляции осматривают и проверяют с помощью диагностической аппаратуры. Если у службы эксплуатации есть замечания по работе элементов — механики уделяют особое внимание «проблемным» блокам.
- Выполнение регламентных работ. Механики выполняют полный список мероприятий в соответствии с регламентом. Последовательность и список работ обычно указывают в технической документации. Для каждого устройства устанавливают периодичность замены расходников, очистки, промывки.
- Мелкий ремонт (если промышленная система функционирует и требуется только небольшое вмешательство). Мастера устраняют незначительные дефекты: восстанавливают теплоизоляцию, меняют крепеж и расходники.
Если при выполнении работ обнаруживают крупные неисправности — о них сообщают руководителю, принимают меры по устранению. В зависимости от сложности поломки и общего состояния промышленного оборудования, назначают соответствующий вид ремонта. Если требуется капремонт или модернизация — проводится полный комплекс подготовки: осмотр, разработка ТЗ, проектирование, составление сметы, поставка материалов и устройств, монтаж, пусконаладка.
При составлении плана работ учитывают назначение системы, характеристики конструкции здания, схему прокладки внутренних и наружных воздуховодов, точки размещения агрегатов, пересечение с другими коммуникациями. Дополнительные факторы: материалы, тип крепежа воздуховодов, арматуры, действие автоматики, вариант управления, стоимость расходников. Если вентиляция используется для отопления и кондиционирования помещений, то ее обычно обслуживают одновременно со смежными системами.
Правила выполнения работ, которые делают техобслуживание эффективным и полезным мероприятием, а не обязательным и затратным этапом эксплуатации, который исполняют «для галочки»:
- Доступ к вентиляторным агрегатам, приборам контроля, учета, управления. Механикам нужно добраться до всех точек обслуживания, чтобы убедиться в исправности сети. Свободный доступ нужно продумать при разработке проекта системы, сохранить при монтаже, последующей отделке. Если доступ затруднен — инженеры ООО «ЭРИС» могут предложить решения по модернизации и исправлению дефектов, чтобы при дальнейшем обслуживании не возникало сложностей.
- Периодичность. Регламент определяют по интенсивности работы, особенностям, коррозийной устойчивости, положениям из инструкций к блокам. Сервисный интервал позволяет вовремя обнаружить проблемы и избежать серьезных неисправностей.
- Предварительный расчет расходов. Стоимость обслуживания должна соответствовать установленному при составлении плана работ бюджету. Проектировщик выезжает на объект, осматривает оборудование, оценивает объем работ, разрабатывает план, рассчитывает затраты на расходные материалы.
- Создание собственного ремонтного подразделения или делегирование обязанностей. СП 336.1325800.2017 рекомендует выделить комнату для персонала и хранения инструмента, аппаратуры. Такой подход ускоряет выполнение работ и помогает организовать работу службы эксплуатации.
В ООО «ЭРИС» вы можете заказать анализ существующей системы вентиляции и экспертную консультацию по эффективному обслуживанию, снижению эксплуатационных затрат.
Технология техобслуживания
По стандарту, обслуживание проводится в рамках ежедневных, еженедельных, регламентированных, внеочередных осмотров отдельных воздуховодов, системы в целом. Сервисный отдел или ремонтная бригада фиксируют недочеты, если возможно устранить дефекты на месте — восстанавливают изношенные части сразу. Подход и список действий зависят от формата выполнения работ.
Ежедневное ТО
Сотрудники службы эксплуатации визуально обследуют каналы, соединения, воздухозаборники. Список работ:
- Оценка тяги в воздуховодах, загрязнений на решетках вентиляционных отверстий. Если тяги нет — сотрудники ищут причину, устраняют, оповещают руководство.
- Проверка фильтров. При необходимости — замена или очистка. При оценке эффективности специальными датчиками измеряют разницу в давлении воздуха в каналах до и после фильтра. Если разница превышает допустимую — фильтр промывают или меняют. Некоторые модели меняют по регламенту, но эта работа обычно выполняется в рамках поэлементного ТО.
- Контроль натяжения ремней, натяжка. Сотрудники проверяют приводы вентиляторов, оценивают состояние. Если видны повреждения — сообщают руководству или ремонтной организации.
- Оценка состояния крепежа. Компоненты системы вибрируют, поэтому крепеж необходимо осматривать регулярно. Если требуется винты, шпильки, болты и другие элементы подтягивают или меняют.
В базовое ежедневное ТО входит контроль состояния, устранение мелких сбоев, при которых не требуется остановка системы. Основная задача специалистов — убедиться, что оборудование нормально работает, устранить мелкие дефекты и сообщить о найденных поломках.
Еженедельное ТО системы
Еженедельные осмотры — задача сотрудников ремонтного звена или подрядной организации. Ремонтники поэтапно осматривают системы вентиляции, проводят базовое обслуживание:
- Штатная регулировка трехходовых кранов, заслонок, другой запорно-регулировочной арматуры. Устройства должны работать плавно, без заеданий и сбоев. Проверяют как основные, так и аварийные элементы сети.
- Ревизия подшипников. Если требуется — подшипники смазывают. Если смазка без остановки сети невозможна — оформляют заявку на ремонт.
- Проверка изоляции проводников. Кабели вентиляторов и передачи сигналов могут перетереться от вибраций, неправильного монтажа, внешнего воздействия. Поврежденную проводку меняют.
- Если оборудование интегрировано с контурами системы охлаждения — производится дозаправка холодильных машин, подпитка водой, раствором этиленгликоля. Комплексное ТО экономит время и повышает надежность обеих сетей.
- Очистка грязевиков воздухосборников, элементов фильтрации, другого специализированного промышленного оборудования. Удаление грязи предотвращает нарушение требований по чистоте воздушного потока, короткие замыкания, заедание подвижных элементов, поломку вентиляторов, снижение производительности.
При еженедельном техобслуживании также устраняют другие незначительные неполадки, укрепляют трубы, воздуховоды, восстанавливают теплоизоляцию. Это более полный формат ТО, когда техники устраняют поломки, выполняют обслуживание, проверяют состояние узлов и выполняют другие работы, которые требуют полной или частичной остановки оборудования. По возможности еженедельное ТО выполняют в технологические перерывы или включают резервные контуры на время простоя.

Поэлементное ТО
Проводится по годовым или квартальным графикам. Пауза между ТО зависит от ответственности узла, расположения, скорости износа, указаний производителя.
СП 336.1325800.2017 предусматривает минимальные интервалы: каждый элемент сети следует проверять не реже одного раза в год. Если от компонента зависит работоспособность системы — его осматривают и обслуживают ежемесячно.
На практике периодичность техобслуживания элементов зависит от их конструкции, требований к системе, формату использования, параметров внешнего и внутреннего воздуха, смежных инженерных сетей. График составляют при проектировании, при необходимости вносят корректировки по мере эксплуатации.
Преимущества обращения в ООО «ЭРИС»
- Большой опыт, профессиональный подход. Разрабатываем, устанавливаем, ремонтируем, обслуживаем вентиляцию всех типов.
- Полный комплект инструментов, техники, расходников. Вам не придется ничего заказывать дополнительно — ремонтные бригады привозят с собой все необходимое для срочной замены, устранения критических нарушений, восстановления сети после простоя.
- Недорогие запчасти. Работаем напрямую с поставщиками, большинство деталей для ТО есть на складе — фильтры, антивибрационные вставки, подшипники и т. д.
- Любой формат взаимодействия. Выполняем стандартное обслуживание, регулярные осмотры. При необходимости на месте устраняем поломки любой сложности, проводим текущий, капитальный и аварийный ремонт, обновление системы.
Как заказать обслуживание системы
Позвоните или пришлите запрос менеджеру «ЭРИС» и получите информацию: способы взаимодействия, используемые методики, стоимость, сроки. Если нужно — запросите прайс-лист с ценами на обслуживание вентиляции и отдельные виды работ. Обслуживаем вентиляционные системы промышленных предприятий, офисных и жилых зданий, парковок, медицинских учреждений, торговых комплексов, загородных домов, складов и других объектов.
После первичной консультации на объект в Москве или Московской области выезжает инженер компании, на месте оценивает масштабы задачи, предлагает решения, рассчитывает стоимость и расскажет, как оформить техобслуживание вентиляции в ООО «ЭРИС».
|